среда, 23 декабря 2009 г.

«Арест Довженко», дубль второй. Национальную киностудию поставили на «счетчик»

Олег Вергелис, «Зеркало недели» Накануне наших веселых выборов «карту Довженко», возможно, еще разыграют в очередной политинтризи Нет в стране конкурентоспособного кино, ну и пусть. Теперь не станет и центральной киностудии? От медийных вздохов по этому интеллигентного читательскую аудиторию, наверное, уже сводит судорогой. Но от факта не спрячешься.
Счета Национальной киностудии имени Довженко арестован (согласно судебных постановлений). Какой-такой вялый производственный процесс может быть окончательно заморожен.
А накануне наших веселых выборов карту Довженко, возможно, еще разыграют в очередной политинтризи. Поскольку за судами частенько маячит НЕ Фемида, а конкретные физиономии с ярко выраженных политических группировок.
Будем считать, что эта тема — возвращение на круги своя. Недавно некоторые медиа уже звенели карильон о посягательстве политбизнесу на сакральную территорию довженковской студии. Всего лишь несколько лет назад ... Тогда гордая демократическая власть кому-то дала по рукам. Притихли.
Сейчас же — поскольку власть вообще непонятно чья (как в селе Малиновка из популярного фильма), — опять двадцать пять. Да еще какие — девять с половиной миллионов (гривен). Такова цена вопроса на предмет земли, принадлежащей студии Довженко. А на нее, как известно, претендовали именитые строители. И эти девять с половиной (не недель, а миллионов) всплыли недавно как фантастическая сумма иска к киностудии. Как говорится, от нашего стола — вашему столу ...
За первым столом заседает солидное предприятие — трест Киевгорстрой-1 имени Загороднего. И у него есть определенные бизнес-основания требовать серьезную неустойку. Ведь обещали — в свое время — земельку студийную!
За другим столом — довженковские киношляхта. Студия, переживающего (где несколько лет) период относительной экономической стабильности, но по-прежнему не поражает художественными результатами.
Волокита эта, напомним, началась не за царя Панька, а на этапе спада творческой активности Л. Кучмы. Когда — неизвестно на каком основании — Киивмиськбу-ду-1 и было обещано часть студийной плантации. И за подарок такой уж добрые строители согласились передать определенное количество квартир для дисциплинированных кинопрацивникив.
По этой сомнительной соглашением, о чем не устают повторять ветераны довженковского киноруху, сияющая стоит монументальная фигура бывшего директора М. Мащенко. Он давно отошел от руководящих дел и живет себе поживает в прекрасном новом пентхаусе в районе метро Лыбидская.
Пропускаем подробности того, как ... Как вообще тогда удалось выбить разрешение на частное строительство (на национальной территории); как умудрились обойти строгий президентский указ о Национальные учреждения культуры; как строили-строили и, наконец, такого понастроили ... Что завалы придется разгребать еще долго.
— Некоторое время этот конфликт замалчивался, поскольку понимали, что Кучма не позволит обижать своего великого кинематографического вторых, — рассказывает ЗН непримиримый борец с окружающей кинонесправедливистю режиссер А. Муратов. — А вот после оранжевых событий строительный трест и обратился в Хозяйственный суд города Киева с иском к киностудии — на сумму 1 млн. 465 тыс. 976 грн.
В эту сумму строители включили расходы треста: действия по организации и подготовке земельных участков для строительства; разработку заданий на проектирование; другие нужды.
Трест действительно в свое время передал три однокомнатные квартиры сотрудникам нашей студии в доме на улице Васильковской, 18, общей площадью 148 кв. м. Но с тех пор их стоимость значительно возросла.
Отказавшись от перевода давних событий, много бойцов-студийцев по-прежнему убеждены, что цена истца в каждом случае несколько неадекватна. Поскольку, по их мнению, подготовительные строительные работы на студии (зодчества ради), особенно и не проводились, а стоимость квартир (в качестве разменной монеты в соглашении) сознательно завышены, и вообще: все это лишь выкрутасы за рамками правового поля, поскольку очевидно противоречат постановлениям правительства.
— Еще 2005-го, подавая свой иск и зная о чрезвычайно трудное положение нашей студии, представители этого треста, по которым, как всем известно, стоял высокопоставленный регионал, не столько думали о возвращении утраченных денег, сколько требовали новых территорий под свои застройки, потому что кризиса не ожидали, а строительный бум тогда набирал обороты, — рассказывают ЗН довженковцы. — А теперь — кризис ... И, может, кому нужны 9 млн. на выборы за счет нашей студии? Несколько ранее веское слово по этому скандального поводу сказал Хозяйственный суд Киева. В вопросе тогда была обнаружена правовая честность и принципиальность. Многие позиции строителей судьи признали неправомерными и документально не обоснованными. И в иске треста отказали. А студия понемногу начала выходить изсостояния экономической амнезии ... Теперь — новый удар!
Таким ударом, по мнению студийцев, оказалось продолжение программы — Судебные дела с .... На этот раз — с Высшим хозяйственным судом Украины.
Им было приостановлено решение Хозяйственного суда города Киева (на основании постановления Киевского апелляционного суда). Кинематографический организм (большая Национальная студия) — заблокированы. Счета — арестованы. Студийцы — купкуються (удивляются).
Мало того, что государство по разным причинам не может достойно финансировать украинскую киноотрасль, так еще и от частных инвесторов ничего ждать — в конверте, что ли, передавать средства, если счета арестованы? Так и воплощается в жизнь недавний знаменитый законопроект регионала Нестора Шуфрича (относительно ренессанса отечественного кино) .- Ситуация на киностудии действительно тяжелая, — сообщает ЗН директор довженковцев Игорь Ставчанский. — Впрочем, даже несмотря на эти вынужденные проблемы, связанные сначала с экономическим кризисом, мы не сидели сложа руки и запускали некоторые проекты, разрабатывали новые идеи. Например, продолжается процесс восстановления шедевра нашего кино — фильма Каменный крест режиссера Леонида Осыки. Разрабатываем и очень ответственный для нас кинопроект — В воскресенье утром зелье копала по мотивам повести Ольги Кобылянской. В запуске — экранизация популярной украинской пьесы Дикий ангел с Богданом Ступкой в главной роли. Есть другие замыслы ... Но, как видите, все упирается в очередной судебный тупик! Очевидно же, что киностудия не может идти на саморозорення, если рассматривать такую огромную сумму претензий! Да и в связи с чем? Ведь речь идет не о частной студии, а о национальной.
Я прекрасно понимаю: есть интересы бизнеса. Но есть и государственные интересы. В частности — и кинематограф.
Со своей стороны мы сделали все, что могли. Это письма в Кабмин — Юлии Тимошенко, письма оппозиции — непосредственно Виктору Януковичу. Какой будет реакция, на какой результат ожидать? Сказать пока не могу ...
Тупик, в которую студия Довженко когда сама же себя и загнала, превращается уже в минное поле. Не знаешь, где взорвется и что от довженковского сада вскоре останется. Особенно после выборов ... Поэтому продолжение Судебных дел с ... очевидно, не за горами. Это, к сожалению, не конец (фильма).
Вместо справки. Только в 2009 году Министерство культуры и туризма Украины должно было закрыть довженковцам выполнения работ еще за прошлый год на сумму — 2,5 млн. грн. Основная расходная статья студии Довженко только на один месяц — примерно 1, 5-2 млн. грн.
Олег Вергелис, еженедельник Зеркало недели
Фото — Зеркало недели

Комментариев нет:

Отправить комментарий