пятница, 27 ноября 2009 г.

Неслучайные словесно-политические игры

Игорь Лосев, для «Радио Свобода» В последнее время российские СМИ все больше сообщают об опасности русского фашизма. Для этого они имеют очень много оснований. Ведь убийства российскими фашистами иностранцев и «инородцев» уже стали в этой стране обычной и привычной практикой. Эти люди с фашистскими убеждениями не гнушаются насилием в отношении своих идейных опонентивЗначного общественный резонанс получило убийство в Москве адвоката Станислава Маркелова и журналистки, гражданки Украины Анастасии Бабуровой. Считают, что за чем преступлением стоят российские фашисты. Буквально на днях они убили также в Москве молодежного активиста Ивана Хуторская, известного антифашистской деятельностью. Но в оценках и сообщениях российских СМИ привлекает внимание одна очень характерная особенность. Рассказывая об акциях настоящих нацистов, исповедующих культ Адольфа Гитлера и используют нацистскую символику, российские СМИ избегают называть их нацистами или фашистами, предпочитая употреблять понятие националисты. Такая близорукость в политических определениях возникает в российской прессе только в данном случае, ведь во всех других случаях журналисты России четко отличают социал-демократов от социалистов, а социалистов от коммунистов. А вот в случае с национализмом имеем такое настойчивое, последовательное и безосновательное отождествления. Здесь, между прочим, российские журналисты сами гонят себя к идеологической ловушки, ведь бывший президент России Владимир Путин, предлагая на эту должность Дмитрия Медведева, сказал публично: Дмитрий Анатольевич Медведев, как и я, — русский националист в хорошем смысле этого слова. Хотя здесь скорее речь идет о том болезненный, патологический вариант национализма, называемый шовинизмом. Руководствуясь собственной логикой, российские деятели прессы, радио и телевидения имеют теперь называть лидеров своего государства соответствующим образом, если для них национализм — это нацизм. Но чего-то не называют ... Алогичность и неоправданность отождествление Не является секретом даже для российских журналистов, если они задумаются, что для многих народов мира, прежде всего, колониальных и угнетенных, национализм был идеологией национального освобождения, идеологией разрушения колониальной системы, идеологии восстановления национального достоинства. Именно национализм для многих народов Африки, Азии, Латинской Америки стал залогом сохранения национальной идентичности, языка, культуры и традиций. Это касается и некоторых народов Европы. Фактически, если охарактеризовать политические партии, которые исповедовали идеологию национализма, учитывая современные политологические классификации, то их можно признать консервативными. Но специфика освободительного национализма заключается в своеобразном сочетании консерватизма с революционностью. Даже Владимир Ульянов-Ленин различал национализм угнетенной нации и национализм нации-гнобителькы. Надо отметить, что, например, национализм многих народов Центрально-Восточной Европы под властью Германской, Австро-Венгерской, Российской и Османской империй был классическим национализмом угнетенных наций. Он остался таким под властью Советского Союза и его местных марионеточных администраций. Были ли, есть ли ныне в России основания для формирования российского освободительного национализма? Последние 500 лет российской истории этнические русские не испытывали национального угнетения со стороны государства, не были сколько-нибудь продолжительное время оккупированы иностранцами, не чувствовали потребностей бороться за национальное самосохранения. Как писал российский исследователь Алексей Миллер (не путать с шефом Газпрома Миллером, также Алексеем!), Русские, в отличие от всех остальных народов Восточной и Центральной Европы, никогда не чувствовали себя жертвами этнического угнетения. Государственного — безусловно, но то государство не воспринимали как этнически чужую. Психологии тех, для кого опыт этнического угнетения стал одной из основ национальной ментальности, а эта черта присуща всем без исключения народам Восточной и Центральной Европы, россияне в подавляющем большинстве понять не умели до сих пор не научились понимать. Итак, каких-то оснований для возникновения русского освободительного национализма в современной Российской Федерации нет. Зато есть множество оснований Веймарского толка (по аналогии с веймарской Германией) для формирования идеологии нацизма, расизма, ксенофобии, нетерпимости, имперского реваншизма т.д. В основе этого — преодолено имперские комплексы и тоталитарно-коммунистические традиции. Ведь миллионы россиян сегодня с сожалением воспринимают крах тоталитарной коммуно-шовинистической империи, гибель которой такой известный представитель ностальгических настроений, как Владимир Путин, назвал самой большой геополитической катастрофой ХХ века. Великодержавный шовинизм и до сих пор остается самой распространенной национальной эмоцией в России, тем более, что государство и власть де-факто поддерживают настроение в пользу восстановленияимперской сверхдержавы в той или иной форме. Такие веймарской психологемы реванша является благоприятным почвой для нацизма в его русском проявлении. С позиций преодолено зла ... Но интересно посмотреть на тех, кто якобы борется с нацизмом в России, пытаясь собственной активность компенсировать пассивность государственных структур. Эти люди называют себя Антифа — т.е., антифашистами. Однако, как и фашисты, они исповедуют насилие и силовое навязывание своих взглядов, не гнушаются нападениями и кровавыми драками с оппонентами. Антифа вследствие их теоретической слабости стараются избегать дискуссий по их собственной идеологии, хотя тем или иным путем можно выяснить, что Антифа являются носителями левых, а часто даже ультралевых взглядов, весьма далеких от демократии, верховенства закона и прав человека. Итак, столкновение в российской столице между нацистами и Антифа несколько напоминают столкновения в германской столице 20-х — начале 30-х годов прошлого века между ротфронтивськимы коммунистическими боевиками Эрнста Тельмана и нацистскими штурмовиками Адольфа Гитлера. Имела ли демократия в Германии хотя бы малейший шанс выиграть от их драк? И сработала бы на перспективах утверждения демократического правового государства в Германии победа радикальных оппонентов нацистов? В контексте известных постановлений ОБСЕ и Европарламента по тождественности фашизма и коммунизма деятельность леваков из Антифа приобретает совершенно однозначного характера. Российские нацисты и русские Антифа — очень похожи по ментальности, по отношению к основным прав и вольностей человека. Собственно, представление о идеологическую и политическую близость фашизма и коммунизма уже давно стали общим местом. Еще в начале 80-х годов прошлого века болгарский философ и будущий первый президент посткоммунистической Болгарии Желю Желева издал фундаментальное исследование Фашизм, что сразу же вызвало скандал и репрессии против автора и читателей, хотя в книге не было никакого упоминания о коммунистах. Уже в предисловии к посткоммунистического издания Желева написал: ... Между нацистской и коммунистической политическими системами не только нет существенной разницы, но если какая-то разница есть, то она не в пользу коммунизма. Поэтому с точки зрения демократии борьба против фашизма с позиций коммунизма является тупиком, когда победа любой из сторон станет трагедией для демократического устройства общества. Интересно учесть, что в Украине нацистские группировки являются в подавляющем большинстве случаев импортированными из России и даже часто признают себя филиалами соответствующих российских структур, в частности Русского национального единства, Движения протекает река, ест незаконной иммиграции, Русского порядка и т.д. Но движение Антифа в Украине также является импортированным из России. На украинских просторах Антифа отличается четкими антиукраинскими установками и склонностью все национально украинское объявлять нацистским. Наиболее скандально Антифа в Украине действует в Одессе, где не гнушается избиением украинских активистов и сотрудничеством с экстремистско-антиукраинской организацией Родина, возглавляемой Игорем Марковым, находившийся некоторое время в розыске украинскими правоохранительными органами. Зачем им это надо? Действительно, почему вдруг почти все российские журналисты заболели политический дальтонизм, что заставляет их отождествлять такие разные вещи, как нацизм и национализм? Между прочим, между нацизмом и коммунизмом, коммунизмом и фашизмом совместного намного больше, чем между нацизмом и национализмом. Итальянский профессор Луиджи Стурцо еще в 1927 году написал: По сути, между Россией и Италией есть только одна настоящая отличие, а именно то, что большевизм (или коммунистическая диктатура) является левым фашизмом, тогда как фашизм (или консервативная диктатура) является правым большевизмом. Дело в том, что в российском обществе не склонны собственный имперский шовинизм рассматривать как грех. Начиная с 30-х годов ХХ века, национализм в негативной коннотации воспринимался в СССР как грех исключительно нерусских народов тоталитарной империи: существовало понятия украинский буржуазный национализм, эстонский, грузинский ..., но о российском буржуазный национализм никто никогда не слышал. Так и именно поэтому в России культивировалось и ныне культивируется однозначно негативное отношение к национализму как к явлению, чужого россиянам (кроме имперского российского шовинизма, что властями поощряется). Еще в XIX веке чешский славянофил Ян Гавличек-Боровский метко сказал: Россияне все русское называют славянским, чтобы потом все славянское назвать российским. Сегодня в России собственных нацистов называют националистами, чтобы потом чужих националистов объявить нацистами. Хотя почему потом? Уже объявили, клеймя, например, в Украине все попытки национально-культурного возрождения украинского народа как нацизм и называя фашизмом все попытки украинской объективно разобраться в собственной истории — хотя на самом деле национально-освободительнаяидеология УПА была значительно демократичнее за идеологию правящей Единой России ...
Игорь Лосев, для Радио Свобода
Фото — www.radiosvoboda.org

Комментариев нет:

Отправить комментарий