среда, 28 апреля 2010 г.

Музы зоны отчуждения

22. Апрель 2010



Музыкальный коллектив под руководством Владимира Андреевича Миркотана, президента Международной премии «Золотой Орфей», заслуженного деятеля искусств Украины, солиста Киевской филармонии, на протяжении нескольких лет является партнером компании ВОЛЯ по программе спонсорства благотворительных концертов для специализированных детских учреждений, домов ветеранов и военных госпиталей (http://www.volia.com/about/social/charity-concerts). Студенты консерватории и маститые мастера, которые входят в его коллектив, объединены одной идеей — донести живое исполнение классической и народной музыки до тех, кто в силу объективных обстоятельств не имеет возможности посещать театры и концертные залы. Поэтому везде, где появляется этот полный оптимизма человек и его коллеги, всегда рады встрече с музыкой. Одним она улучшает настроение, другим раскрывает свои тайны, для третьих навсегда становится судьбой. Но мало кто знает историю этого человека, пережившего войну, чей ансамбль в числе первых отправился в 86-м в Чернобыльскую зону — поддерживать дух спасателей. Представляем Вашему вниманию недавнее интервью с этим интересным человеком, опубликованное в газете «Правде Украина».



Убежден, в памяти тех, кто хоть один раз побывал в Чернобыле в неспокойные дни весны 1986 года, остались свои незабываемые воспоминания. Тогда на помощь работникам ЧАЭС спешили люди разных профессий. В те тревожные дни в радиационные зоны выехала и первая бригада киевских артистов. Один из ее участников, заслуженный деятель искусств Украины, лауреат международных премий и вокальных конкурсов, президент международной премии «Золотой Орфей», солист Национальной филармонии Украины Владимир Миркотан охотно поделился воспоминаниями о том периоде с читателями нашей газеты.



— Владимир Андреевич, когда именно ваша концертная бригада выехала в пораженный радиацией Чернобыль?



— Буквально через несколько дней после аварии. То есть, когда на Крещатике готовились к первомайской демонстрации, во дворе киевской филармонии уже собирались ведущие мастера искусств, для самой первой поездки в чернобыльскую зону, чтобы поднять дух ликвидаторов. Хотя дорога в Чернобыль нам уже была хорошо знакома. Мы ведь с первого колышка строительства ЧАЭС очень часто приезжали туда с концертами. Сначала выступали прямо на строительных площадках, потом во Дворце культуры Припяти. И кроме концертов, показывали там оперы «Запорожец за Дунаем» С. Гулака-Артемовского и «Наталка Полтавка» М. Лысенко. Помню, что на той стройке работали специалисты со всего Советского Союза. Ну и, конечно же, запомнилось, как прекрасно они встречали артистов.


— Я знаю, что вы возглавляли самую первую бригаду актеров, которая отправилась в Чернобыль сразу после аварии. Кто входил в ее состав?



— В ту бригаду входили ведущие мастера искусств Киевской филармонии: народные артисты Украины Лариса Остапенко и Алина Волкова — обе превосходные певицы, блестящий баянист, народный артист Украины Сергей Гринченко, мастер художественного слова Вера Беловодская, эстрадные виртуозы, братья Дмитрий и Алик Синицы. Был в нашей бригаде певец и гитарист, любимец киевской публики, чилиец Бернардино Корреа, а также прекрасный балалаечник, заслуженный артист Украины Евгений Тростянский, чудесный иллюзионист и жонглер Александр Морозов и ваш покорный слуга. А возил нас в Чернобыль водитель Анатолий Литвин.



— Что вам больше всего запомнилось с той поездки?



— То были очень тяжелые и тревожные дни. Когда мы ехали в Чернобыль, видели, как беспрерывным потоком двигались, казалось, бесконечные колонны машин со строительными материалами и разной техникой. Это мне напоминало годы Великой Отечественной войны: везде было огромное количество солдат, милиции, пожарников. Для эвакуации людей из Чернобыля выстроились сотни автобусов. Люди были взволнованы, плакали, потому, что не хотели покидать родные дома. Родители искали детей, а дети не могли найти своих родных. То есть вокруг была какая-то сплошная неразбериха. Когда мы это увидели, то в первую очередь возникла мысль: а нужны ли сейчас людям концерты? Но уже вскоре убедились, что таки нужны. Потому, что нас встречали как настоящих героев, как тех, кто приехал разделить с людьми трудности, поддержать морально. Чтобы добраться от одной воинской части к другой надо было преодолеть десятки километров. А мы делали в день несколько выступлений.



— То есть ваши концерты были максимально приближены к фронтовым?



— Мы практически все время работали во фронтовых условиях. Иногда выступали возле самого реактора, где на земле сидели сотни людей в респираторах, спецодежде, а мы выходили и пели в полную грудь, вдыхая радиационный воздух. И все же, невзирая на трудности, мастера искусств Национальной филармонии вместе с артистами Укрконцерта в зоне ЧАЭС в общей сложности сделали около пяти тысяч выступлений. Филармония была награждена самыми высокими наградами министерств обороны, культуры, внутренних дел, ЦК профсоюзов, актеры удостоились почетных званий и наград. Кажется, это было недавно... А из 165 участников чернобыльских концертов, 70 — покинули страну, 35 — умерли, почти половина стали инвалидами, каждая вторая женщина прооперированна. Но мы даже не подозревали, что настоящие проблемы для нас начнутся немного позже, когда настанет время получать удостоверения участников ликвидации последствий аварии. Вот там, ни грамоты, ни статьи в газетах, ни пропуска в Чернобыль, ни даже то, что мы часто пребывали в наиболее зараженных местах, не брались во внимание. Более того, врачи отказывались признавать ухудшения здоровья из-за последствий аварии.



— А как материально стимулировали выступления артистов в чернобыльской зоне?



Всем, кто работал в чернобыльской зоне, а именно врачам, инженерам, поварам, уборщицам, представителям других профессий, были установлены коэффициенты, повышающие заработную плату в три, а то и в пять раз. А мы, мастера искусств, оставались на своих филармонических ставках. Более того, нам ведь никогда не давали возможности переработать, чтобы не выйти за пределы штатного расписания зарплаты. А вот когда мы не могли выполнить чересчур высокие нормы выступлений, платили только 60% ставки. Потому, когда актерам, которые стали участниками ликвидации аварии, пришло время оформлять пенсию, то в пенсионных фондах удивлялись: почему у таких известных талантов прославлявших национальное искусство, такая низкая зарплата, а с ней и небольшая пенсия? Ведь мы не уезжали из Киева, чтобы спрятаться от беды, а наоборот ехали туда, куда нас звали совесть и гражданский долг. А это, конечно же, не прошло бесследно для здоровья. И теперь, особенно в последнее время, чувствуем, что чернобыльские снаряды ложатся все ближе и ближе. Вот не так давно не стало двух народных артисток Украины — певицы Лидии Кондрашевской, которая была одной из первых в Чернобыле, и Нины Писаренко, известной певицы и бандуристки. А немного раньше ушли в мир иной заслуженная артистка Украины Нина Проценко и выдающийся балалаечник народный артист Украины Владимир Ильяшевич.



— Владимир Андреевич, вы уже много лет занимаетесь организацией благотворительных концертов, в том числе и для чернобыльцев. Расскажите об этой стороне своей деятельности.



— Каждый год вместе с заслуженной артисткой Украины Светланой Криворучко в Колонном зале им. М. Лысенко киевской филармонии мы делаем концерты в честь ликвидаторов на ЧАЭС. Кроме того, я организовал группу мастеров искусств, в которую вошли народные артисты Украины Элеонора Пирадова и Альфред Кухарев, заслуженные артисты Светлана Криворучко, Юрий Федоров, Павел Фенюк и Людмила Федорова. Вот этой группой мы выступаем в детских домах, перед ветеранами войны и труда, в школах-интернатах, и обязательно в специализированном диспансере радиационной защиты населения. Ведь не надо забывать, что музыкой лечили с очень давних времен.



— В своем благородном деле вы имели поддержку со стороны тех, кто руководит нашей культурой?



— К сожалению, не имел, хотя не один раз туда обращался за помощью. Ведь мы стараемся детям не только показать концерт, а и сделать им хотя бы небольшие подарки. А для этого нужны средства, хоть и незначительные. Вот и приходится обращаться к различным фирмам и организациям в надежде на их понимание. И, слава Богу, наши обращения не напрасны. Потому пользуясь, случаем, я хочу выразить огромную благодарность фирме «Воля-кабель» за их поддержку и необходимую помощь. Благодарю также Торгово-промышленную палату Украины, фирмы «Кинто», «Велдвайд мануфактуринг», и всем тем, кто не оставался равнодушным к нашему благородному делу. Конечно же, их помощи недостаточно, и остается надеяться, что со временем на наши просьбы откликнуться и другие сознательные меценаты. Так складывалась жизнь, что мне на помощь всегда приходили люди, которые верили в меня. Я тоже, с самого раннего детства старался помочь тем, кто в этом нуждался. Помню, в нашем селе Искринное Шполянского района Черкасской области, где я родился, в годы войны находился немецкий концлагерь, предназначенный для еврейского населения. Заключенные там стояли на холоде полураздетые, с маленькими детьми на руках, изможденные и худые. И мы, дети, очень за них переживали и тайком от охраны бросали за колючую проволоку морковку, свеклу, качаны кукурузы, кусочки хлеба, чтобы хоть как-то поддержать обездоленных. Моя мама однажды спрятала в погребе еврейку с двумя маленькими детьми. Узнав об этом, немцы сильно избили ее шомполами, и вскоре она умерла. Вот с тех пор я и чувствовал поддержку добрых людей, без которой выжить было бы трудно. А теперь, своими благотворительными концертами, а мы их сделали уже больше 2000, я и хочу отблагодарить за ту доброту.



— Вы давно на профессиональной сцене?



— На профессиональной сцене я уже больше полвека, точнее с 1957 года. Но петь любил с самого раннего детства. Помню, после войны в нашем селе находился госпиталь. И я восьмилетним мальчиком залезал на танк и пел раненным украинские песни. Принимали они меня очень тепло. Потом учился в консерватории, был солистом Киевской оперы, затем Центрального ансамбля песни и пляски группы советских войск в Германии. Сейчас, кроме работы в Национальной филармонии, преподаю в Национальной музыкальной академии им. П.И. Чайковского. Мой лозунг — не уставай делать людям добро, и Бог даст тебе новые силы! Вот с этим лозунгом я и стараюсь идти по жизни.

Комментариев нет:

Отправить комментарий